Гипотетический взгляд на природу поэтического слова

 

В результате многолетних наблюдений и логического анализа в моём сознании появились спорные гипотезы, которыми я хочу поделиться с теми, кто читает эти строки.

 

1-я гипотеза

"Чем точнее посредством слагаемых стиха, слов и словосочетаний, используемых для передачи глубинной (основной) мысли,отражено содержание написанного в стихотворении, тем точнее оно может быть подчёркнуто его графической формой, которая несёт в себе дополнительную смысловую характеристику, усиливающую образность рассматриваемого произведения".

Графические формы условно разделены на два вида: идеальная графическая форма и искусственная графическая форма.

Идеальная графическая форма представляет собой естественное чередование стихов, расположенное строго по центру (в компьютерном варианте) или на одинаковом расстоянии от середины листа с учётом всех языковых знаков и пробелов. Иногда идеальная графическая форма может проявляться, как в общепринятом расположении стихов, так и в варианте выстраивания их по центру. Но в любом случае, все идеальные графические формы стиха будут представлять собой в общепринятом порядке расположения стихотворных строк равнозначную половину от целых.

Искусственная графическая форма стиха представляет собой варьирование чередующихся между собой строчек по горизонтали листа (может быть любое другое логически оправданное построение, например, по вертикали) с отклонениями в левую или правую сторону с целью придания всему стихотворному произведению формы, соответствующей его содержанию. В данном случае поэту приходится подключить к поиску логичной графической формы, подчёркивающей содержание стихов, свою творческую фантазию.

Графическая форма может оказаться ложной, в том случае, если автор стихов, пренебрегая смыслом и глубинным её содержанием, будет пытаться случайными, не имеющими отношения к теме словами описывать предмет или ситуацию. Другая причина ложной графической формы – в словах и словосочетаниях, недостаточно точно характеризующих конкретный предмет или ситуацию.

Логически эту мысль можно выразить следующим образом:

S P
а

 

 

 


Точность мысли, переданной в стихах (S) есть точность графической формы (P). Однако, точность графической формы (P) не всегда есть точность мысли, переданной в стихах (S).

 

 

2-я гипотеза

В результате логичных рассуждений, я пришла к выводу, что науку о слове можно относить к разряду точных дисциплин, как, например, математика, физика и т. п. Само по себе присутствие логики в мысли позволяет ей быть достаточно точной. Отсутствие логики в мысли делает мысль неточной. Очевидным фактом, является подтверждение наличия или отсутствия логичных действий в точной науке: игнорирование или неумение логично применять существующие законы и правила математики, физики и любой другой точной науки, приводит к погрешностям в решении поставленных задач. Наоборот, соблюдение правил и логичный подход к решению задач, обеспечивает достаточно точный результат.

В научной литературе встречаются утверждения об окраске отдельных звуков, подтверждаемые опросами испытуемых. Методика этих опросов подвергалась резкой критике. Поэты также в своих стихах могли способствовать предположениям о существовании цвета у звуков. (В.Е. Холшевников в "Поэтической антологии по истории русского стиха" приводит следующие примеры, стр. 25): Так, Лермонтов писал: "Я без ума от тройственных созвучий // И влажных рифм, как, например, на [Ю]". А французский поэт Артюр Рембо написал о "смысле" звуков сонет "Гласные", в котором называл: [А] – чёрным, [И] – красным, [E] – белым и т. д. Андрей Белый, напротив, утверждал: [А] – белый, [И] – синий, [Е] – зелёный и т. д. Можно встретить, например, утверждения, что [У] – звук унылый, [А] – радостный и т. п. Всё это крайне субъективно (прим. Холшевникова).

Тем не менее, вопрос о существовании цвета у звука и, наоборот, наличии звука у цвета, остаётся до конца неисследованным, а значит и не опровергнутым.

 

3-я гипотеза

На мой взгляд, различные по звучанию языковые знаки гласных и согласных букв, могут иметь различную окраску, поскольку структуры их звуковоспроизведения и, соответственно, сами звуки отличаются друг от друга. Характеристики звука заметны на слух (шипящий, рычащий, звонкий, глухой, открытый, закрытый и т. д.). Если каждой букве соответствует определённый звук, воспроизведённый по принципу радиоволн на досягаемой для человеческого слуха частоте, то можно предположить, что каждому звуку характерен соответствующий цвет (его тепловое излучение), который в силу особенностей строения зрения у человека, не улавливается им. Отрицать не воспринимаемое зрением явление только потому, что человек в силу различных причин не может его видеть, тоже, на мой взгляд, нелогично. Различаемые на слух звуки, тем не менее, воздействуют на психику живого существа на высшем этапе развития сознания, благодаря чему человек может ощущать (мысленно представлять себе) воображаемый цвет, принадлежащий определённому звуку.

 

Обратная связь

В свою очередь, цвета, излучающие тепловые излучения, также имеют различные окраски звука. Каждый цвет посылает свой звуковой сигнал (импульс теплового излучения определённой частоты), в силу особенностей органов слуха, не воспринимаемый человеком. Различаемые на глаз цвета, соответственно, воздействуют на психику человека, благодаря чему он может ощущать тот или иной воображаемый звук, принадлежащий определённому цвету.

 

4-я гипотеза

На мой взгляд, существует гармоничное соединение в единое логически завершённое органичное целое: звука (в том числе музыкального и любого другого природного или искусственного происхождения), цвета (со всеми его оттенками и возможными вариантами подачи) и мысли (человеческой и существ с высокоразвитой психикой), передаваемой посредством языковых знаков речи во всех её проявлениях. Таким образом, психика живого существа на высшей стадии своего развития, находясь под воздействием вышеперечисленных свойств одновременно, включая факторы воздействия из внешней среды, запечатлевает переработанную информацию бессознательно и по мере необходимости сознательно сохраняет её в памяти. В зависимости от того, каким способом передана информация (с помощью осмысленного или бессмысленного вербального материала, те же характеристики касаются невербального материала), воздействующая на высокоорганизованную психику живых существ, в ней производится анализ всех полученных из внешней среды данных с помощью задействованных органов чувствительности. Результатом обработки полученной информации является органично воспринимаемая картина в целом.

В качестве примера, можно рассматривать любое театральное действие, в котором гармонично соединены все возможные свойства цвета, звука и мысли в одно органичное логически завершённое целое.

Соединение цвета, звука и мысли происходит постоянно, отражаясь во внешней среде и в психике высокоорганизованных живых существ на бессознательном и сознательном уровнях. В случаях акцентирования внимания на данном явлении, живые существа с высокоорганизованной психикой и, в первую очередь, человек по своему усмотрению используют все его свойства в какой-либо деятельности и добиваются логически завершённых органичных действий. Таким образом, в любой деятельности и, соответственно, создаваемом продукте, в большей или меньшей степени гармонично соединены все характеристики цвета, звука и мысли. В результате самоанализа этих 3-х составляющих логически завершённого органичного действия, человек (любое другое живое существо с высокоразвитой психикой) может улучшить качество своего труда.


    В  раздел  "Размышления"  →

       Мои интересы

Стихи. Контекст. Научный взгляд. Графика слова, психология творчества, психолог Татьяна Кудрявцева

Тренинги
совершенствования


Консультации психолога

Музыкальное творчество

Шоу-дуэт "Деликатес"

    Психология, политика
     и культура в Латвии
   Размышления о языках

Стихи. Контекст. Научный взгляд. Графика слова, психология творчества, психолог Татьяна Кудрявцева

Статьи Павла Тюрина

Отклики

    В  раздел  "Размышления"  →

Хостинг от uCoz